Анонс Company of Heroes 2 сопровождался возгласами удивления со стороны европейских игровых журналистов. “Что? Восточный фронт? А такой был?”. Серьезно. Вполне вероятно, что это был просто сарказм со стороны ненавистников коммунизма, но факт остается фактом: есть еще люди на европейской земле, считающие, что основную массу неприятностей фашистам доставили янки с их “Томпсонами” и “Спринглфилдами” (я просто вспомнил одни из своих любимых пушек из Call of Duty 2).
В первой Company of Heroes разработчики игры - студия Relic Entertainment, известная своими стратегиями из серии Warhammer 40,000, - столкнули друг с другом американскую и немецкую армии, а потом по ходу дела с помощью аддонов добавили на фронт британцев и фашистов из элитного бронетанкового корпуса. Русские геймеры же, которым осточертело отсутствие советской армии в их любимой стратегии, решили собственноручно изменить положение дел. Модификация под названием Eastern Front позволяет игроку, так сказать, залезть в дырявые кожаные сапоги товарища Сталина. Новые доктрины, юниты, строения.. Казалось бы, живите и радуйтесь, но нет - официально в мультиплеер с самодельной фракцией не выйдешь, а даже если б и получилось, дисбаланс сразу расставит все точки над “i”.
В связи с этим при виде первых скриншотов и роликов, демонстрирующих, о чем же пойдет речь в Company of Heroes 2, хотелось польку плясать да за баян браться. Вот вам зима настоящая, с сугробами и метелями. Вот хутора, вот тропинки, ведущие к реке Оке, а вот развалины на окраинах Москвы. В главном меню игры (тестирование которой, я напомню, уже началось) нас встречают Т-34 с надписью “Вперед” и топчущиеся на снегу советские солдаты, ведущие огонь по позициям неприятеля. Чертовски удивительно, что западные разработчики компьютерных игр обратили внимание на Советский Союз и выделили восточному фронту, безусловно, центральное место в своей игре.
Так как в бете Company of Heroes 2 не представлен режим однопользовательской кампании и не демонстрируется толком сетевой профиль, насчет которого у меня были и есть свои мысли, можно сразу запускать свободную игру с компьютерным противником - в мультиплеер лезть вот так вот сразу не стоит, ведь с момента запуска тестирования прошло достаточное количество времени для появления первых “дедов”. Не совсем понятно, если честно, как работает поиск сетевых игр и существует ли фильтрация по уровню, опыту и количеству игр. Все, что делает игрок - жмет на кнопку “поиск игр”, а дальше просто ждет экрана загрузки. Никаких оповещающих сообщений и всего соответствующего.
Первым делом в глаза бросается непривычно близкое положение камеры к земле, к которому, тем не менее, быстро привыкаешь. Настройки графики гибкие, и даже на не самой топовой системе получится выводить на экран очень вкусную картинку. На своем ПК я смог запустить Company of Heroes 2 на средних настройках и получить хорошие показатели fps даже во время жесточайших схваток 4 на 4. Учитывая, что игра будет оптимизироваться обновлениями, можно рассчитывать на увеличение качества тех или иных показателей графона. “Сворачивается” и “разворачивается” игра, кстати, за пару секунд.
Игровая суть осталась неизменной, и ветераны серии почувствуют себя медведем в русской глуши. Ну, то есть, уютно. Определяемся с доктриной (их, как и раньше, три), обучаем новые отряды с инженерами, попутно отдавая приказы уже имеющемуся строить доступные здания. В зависимости от выбранной карты на улице разная погода: либо лютая зима, либо, хм, ранняя весна или осень. Цель всего этого дебоша зависит от выбранного вами режима: либо захват и удержание контрольных точек (звезд; точки с ресурсами очки не приносят), либо полное уничтожение противника. С компьютером, как правило, интереснее всего сражаться именно во втором режиме.
Ресурсы все те же, принципы игры все те же. Что поменялось? Ну, во-первых, значительные изменения в геймплей вносят погодные условия. По умолчанию на дворе стоит спокойная зима, но время от времени в края заходит метель, а это означает, что сильно падают температура, видимость (поле зрения уменьшается где-то раза в два; ходишь по карте буквально вслепую), ухудшается проходимость не только пеших отрядов, но и техники. Как правило, во время метелей, царства холода, солдаты сидят и греются у костров, которые заранее заготовили инженеры. Лезть в такую погоду на рожон, организовывать боевые действия и вообще осуществлять какие-либо крупные перемещения весьма опасно - солдаты могут за считанные минуты замерзнуть. Все это напоминает эпизоды с поднимающейся лавой из Starcraft 2, когда игра на непродолжительное время фактически вставала на паузу.
Замерло бы на месте всё и в Company of Heroes 2, если бы не техника разных пород и размеров. Основное отличие танковых сражений из второй части от оных из оригинала - это их продолжительность. Если помните, в первой Company of Heroes железные банки могли друг друга вынести за десяток секунд, как будто их корпус состоял не из многомиллиметровой брони, а из лужёной стали. В новой игре Relic заметно упрочили броню танков и усложнили их, танков, физическую модель, благодаря которой мобильные машины, обладающие слабой броней, могут потягаться в силе с массивными и неуклюжими тяжелыми. Кроме того, в танковых дуэлях теперь всегда придется участвовать лично, ведь теперь они стали чем-то напоминать сражения из World of Tanks: тут машине и гусеницу пробить можно, тем самым обездвижив, можно и обзор ухудшить, удачно попав танку в “лоб”, основное орудие поломать, двигатель повредить и даже пожар вызвать. Отправлять какой-нибудь там Т-34-85 вперед посредством Ctrl-A не имеет смысла - вполне вероятно, что ваш танк остановят выстрелом в бок, в гусеницу, а далее просто расстреляют со всех сторон или, что хуже, захватят (об этом далее). Так что техникой лучше всего управлять собственноручно, подставляя под огонь неприятеля толстенную броню и вовремя используя ее те или иные уникальные способности (скажем, та же “тридцатьчетверка” может пойти на таран).
Еще одно очень важное нововведение: поврежденную, но не уничтоженную технику (экипаж покидает машину в случае пожара) можно захватывать обычными солдатами, которые в одно мгновение переквалифицируются в механиков и водителей. После стоит лишь приказать инженерам подлатать потрепанную технику, а дальше уже пускать ее в бой. Скажу честно, приятно внезапно так получить под свое командование, например, четвертый Panzer.
Если рассматривать бои с компьютерным оппонентом, стоит отметить его чуточку более грамотные и адекватные действия. Скажем, раньше во время дуэли “Танк под управлением ИИ - пушка игрока” компьютер ничего не предпринимал, а игрок наблюдал за фактически бесцеремонным уничтожением дорогущей вражеской техники. Три-четыре пушки, расставленные по фронту, могли без особых проблем сдерживать целую танковую армию, которая и не думала прорываться в стан врага на скорости. В сиквеле этой проблемы нет, компьютер охотно заезжает в тыл, расстреливая артиллеристов в спину, поэтому пушка - это теперь не беспроигрышный вариант для уничтожения вражеских танков.
В мультиплеере, правда, дела шли не так очевидно. Обычную противотанковую артиллерию можно было бесцеремонно выносить как посредством мощных дальнобойных орудий, так и при помощи нескольких снайперов. Скажем, на поздних стадиях игры немцы имели преимущество за счет многочисленных и мобильных “Гочкиссов”, которые по приказу игрока разносили в пух и прах весьма обширную площадь карты. Схожее по мощи оружие дальнего действия было и у американцев с британцами, правда, у них все упиралось в лимит - ограничение на количество такой вот техники.
Одним из недостатков первой части Company of Heroes из числа тех, что создавали в стратегии дисбаланс, являлась относительная живучесть дальнобойной техники, а также ее излишняя мощь. Тем приятнее, что в Company of Heroes 2 бои не превращаются в китайский новый год, несмотря на присутствие столь мощных пушек. Так, известная всем “Катюша” обладает не только большой разрушительной силой, но и столь же большим разбросом снарядов (еще больше снижается точность огня во время метелей), поэтому имеет смысл производить данный юнит лишь в количестве четырех-пяти машин. Стоит также отметить, что и уничтожить как “Катюши”, так и ее немецкие аналоги проще простого: достаточно будет двух снарядов от танка или пушки.
К слову об обзоре. Видимости в сиквеле уделили особое внимание. Так, вы запросто можете устроить противнику засаду, спрятав мобильную технику за зданием, а солдатов - за деревьями. Оппонент не будет толком знать, против кого его отрядам придется столкнуться, если он пойдет в этом направлении. Вполне возможно, там никого нет. Но и с такой же вероятностью там может располагаться пушка, минометы или солдаты с ручными пулеметами. В таких случаях даже разведка может не помочь: снайперы хоть и видят дальше, но они знать не знают, пусто вон там вот за углом ветхого домишки или нет. Плюс на видимость, как я писал выше, влияет и метель, во время которой можно пропустить мимо своего носа не только горстку солдат, но и легкую технику.
Если помните, в первой Company of Heroes игроки любили прибегать к услугам дотов (или же бункеров) - специальных оборонных огневых точек. Ладно там немцы, которым для возведения железнобетонных укреплений с ручным пулеметом внутри требовалась не только собственно постройка этого самого укрепления, но и проведение соответствующего усовершенствования за дополнительную плату (напомню, что игрок мог выбрать между установкой огневого вооружения, травмпунктом и инженерной станцией, чинящей технику). Но американцы могли буквально “спамить” своими дотами, закрывая неугодные им проходы и вообще выстраивая целые защитные линии. Позже к янки примкнули британцы с их мортирными, пулеметными и артиллерийскими огневыми точками.
Во второй части Relic оставили бункеры только фашистам, да и то лишь очень хлипкие, деревянные. Внутрь небольшого окопа с пристройкой сверху можно поместить либо пулемет MG 42, либо медика, который будет подбирать раненых солдат, лечить их и организовывать из них новые отряды, либо командный пост, задача которого - пополнять новыми солдатами отряды, понесшие потери в личном составе.
В общем и целом стратегическая игра у Relic получается очень и очень годная. Пока не ясно, что там с синглом и профилем игрока в сетевом режиме, но и в таком виде Company of Heroes 2 увлекает не на шутку. А я в комментариях отвечу на ваши вопросы, если таковые остались.
P.S.: сделать и выложить скриншоты мне разрешил Путин